Возрождение еврейской жизни в Украине

28 ноября 2018 года
Фанат Шон

Аллентаун, Пенсильвания, Соединенные Штаты.

класс 2020 года

Подробнее об этом →

Львов (или Львов), город на Западной Украине, - это город, где в последний раз видели членов моей семьи, которые так и не попали в Америку, перед тем, как были убиты во время Холокоста.

Я никогда не знал о них многого, но несколько лет назад моя сестра провела кое-какие исследования, чтобы попытаться выяснить, что с ними могло случиться. Результаты ее исследований были неубедительными. С тех пор я хотела узнать, что произошло, и часто задавалась вопросом, что такое иудаизм в Украине, поэтому, когда я увидела объявление о поездке в Киев, Украина, на Международную конференцию "Активные еврейские подростки" (AJT), я не могла не обрадоваться.

AJT - это еврейское подростковое движение, которое действует благодаря усилиям Американского Еврейского Объединенного Распределительного Комитета (JDC) и BBYO по всему бывшему Советскому Союзу (БСС). Этим летом мне посчастливилось встретиться с несколькими подростками из AJT в Перлмане, поэтому я был в курсе того, как работает AJT, чтобы возрождение еврейской жизни в Восточной Европе стало приоритетом, начиная с подростков.

Я также знала, что если бы я смогла поехать в Украину, то увидела бы, как напряженная работа этой организации приносит плоды, и стала бы свидетелем того, как мои коллеги в Восточной Европе работают над лучшим будущим.

Излишне говорить, что моей первоначальной мыслью о поездке было: "Ух ты! Звучит невероятно!" Однако, понимая, что поездка будет дорогой и что я пропущу шесть школьных дней, моя вторая мысль была: "Мои родители никогда меня не отпустят". Однако, размышляя о поездке, я начал представлять себе, как я буду приветствовать всех своих друзей из AJT с лета в Perlman и возвращаться туда, где в последний раз видели моих предков. Я не мог не задаться вопросом: "Что если?". Так что я спросила родителей.

Неудивительно, что сначала они были очень осторожны с поездкой, но после многих дней моих экспертных методов убеждения, они согласились отпустить меня.

Не знаю, чего я ожидал от поездки, но я был полностью потрясен всем, что видел. Я знал, что ситуация для украинских евреев и евреев бывшего СССР была сложной, и что многие из этих евреев не узнают о своем иудаизме до подросткового возраста или молодости.

Во время Холокоста евреи в нацистских странах были вынуждены скрываться и подавлять свой иудаизм. После Второй мировой войны многие восточноевропейские страны были быстро оккупированы Советским Союзом, поэтому те же самые евреи, которые скрывали свой иудаизм во время Холокоста, во время советской оккупации почти полностью отказались от иудаизма. Несмотря на свою неспокойную историю, еврейские подростки и молодежь современной Восточной Европы сегодня являются одними из первых практикующих евреев в этой части мира на протяжении почти целого столетия. Когда я приехал, то увидел, как далеко зашли евреи бывшего СССР со времен их трудного и совсем недавнего прошлого.

В первый день мы провели время в ЕОЦ "Галом" в Киеве, учась у сотрудников красивого здания и волонтерской работы с маленькими детьми в классе искусств. После этого мы отправились за продуктами для экономически отсталых и бедных семей, некоторые из которых являются пережившими Холокост или его потомками. В рамках программы, известной как "Хесед", мы посетили и их дома. Возможность пообщаться с этими людьми была невероятной, так как мы смогли увидеть, как они остались так близки к своему иудаизму. Мы с самого начала увидели, что в Киеве есть живая и процветающая еврейская община, которая будет только расти в ближайшие годы.

Во второй день поездки мы узнали, как эта же самая еврейская община пострадала от сильнейшего упадка, посетив Бабий Яр, место самой большой массовой массовой казни во время Холокоста. Нацисты приказали киевским евреям собрать двухнедельную теплую одежду и все ценные вещи, а затем высадить их в ущелье Бабьего Яра. Евреи предположили, что их просто куда-то перевезли, поэтому все, кроме очень немногих, собрались вместе. После того, как их закрепили, им приказали снять одежду, после чего на евреев напали с собаками и расстреляли в ущелье. Несмотря на то, что Бабий Яр является крупнейшим местом массовых расстрелов в Холокосте, многие из нас впервые узнали об этих подробностях.

Этот момент поездки был очень эмоциональным, так как большинство из нас никогда не испытывали такого уровня графических и ужасающих подробностей о Холокосте до тех пор, пока мы не оказались на месте. Мы провели поминальную службу в память о погибших. Мы читали стихи и рассказы выживших Бабьего Яра, в том числе одного выжившего, который несколько дней лежал неподвижно среди трупов в овраге, ожидая безопасного времени, чтобы выбраться, не будучи пойманным.

Несмотря на то, что события, произошедшие на этом месте, были бесспорно ужасными, раввин Меир Танненбаум поделился с нами тем, как его всегда поражает естественная красота деревьев и листьев, а также растений и дикой природы в Бабьем Яре и подобных местах массовых расстрелов.

Я оглянулся и увидел, что, хотя мы и знали прошлое этого места, природа двинулась дальше и продолжала расти и развиваться.

Раввин Меир отметил, что как бы тяжело ни было видеть, всегда есть выход... надежда на лучшее будущее. Было невероятно видеть, что после такого трагического прошлого - такое невероятное возрождение еврейской жизни в Киеве сегодня. Мы знали, что как только приедем на конференцию AJT, мы станем частью этого возрождения, хотя бы на пару дней.

На протяжении всего нашего погружения в Киев мы были свидетелями бесчисленных примеров возрождения еврейской жизни и усилий по обеспечению светлого еврейского будущего на территории бывшего Советского Союза. Однако, приехав на конференцию AJT, мы увидели, что завтрашний день будет светлее перед лицом сотен еврейских подростков. Мы видели, как подростки обнимались и крепко держали друг друга, потому что знали, что у них есть только один момент в году, чтобы провести время вместе. Тот единственный момент, та единственная возможность, была на той конференции, те четыре простых дня. Мы видели, как подростки представлялись все выходные, неважно, как поздно; одна девушка даже представилась мне, когда я уезжал из отеля в аэропорт, чтобы лететь домой. Самое главное, мы увидели гордые еврейские подростки бывшего Советского Союза. Мы слышали, как они пели так громко, как только могли, даже когда их голоса не были идеальными, во время каждого сеанса. Мы присоединялись к ним в израильских танцах в каждый свободный момент. Мы видели, что все они были абсолютно в восторге от сессии за сессией еврейской истории и библейских историй. Это было похоже ни на что из того, что я когда-либо испытывал в своей жизни.

Самым шокирующим для меня было то, что я полностью понимал всю их гордость и страсть к иудаизму и к учёбе, даже не говоря ни слова по-русски. Их страсть и наша связь преодолели все языковые барьеры.

Однако, что полностью устранило языковые барьеры, так это то, что мы объединились и говорили на одном языке. После Хавдаллы - основного продукта каждого мероприятия BBYO и AJT - мы стали свидетелями того, как каждый подросток бегал к своим друзьям, чтобы сказать "Шавуа Тов!" и крепко обнять их. По моему опыту, эта особенность многих церемоний BBYO в Хавдалле часто бывает эйфорической, а иногда даже немного поверхностной, но с AJT это совсем не так. На самом деле, это был самый настоящий, аутентичный и приземленный момент конференции. Бегая от одного человека к другому, я оглядывался вокруг и видел, что я обнимался не только с друзьями, но и с совершенно незнакомыми людьми. Я заметила, как много любви и истинных чувств накапливалось каждый раз, когда кто-то говорил другому человеку: "Шавуа Тов!". Я видела ярко в глазах каждого и чувствовала, что каждое приветствие значило намного больше.

Это путешествие по Украине изменило мою жизнь.

Я очень благодарен компании Genesis Philanthropy Group за то, что она сделала этот опыт возможным.

Фана Шон - BBG из региона Либерти и является членом той же главы, в которой выросла ее мать!

Все мнения, высказанные по содержанию, написанному для "Шофара", представляют собой мнения и мысли отдельных авторов. Биография автора представляет автора в то время, когда он находился на сайте BBYO.

Узнать больше историй

Отправьте "Шофар" на ваш почтовый ящик.

Подписаться на
Подписаться на

BBYO | AZA & BBG | International Convention | Summer

Connection

A Revival of Jewish Life in Ukraine

November 28, 2018

Allentown, Pennsylvania, United States

Lvov (or Lviv), a city in western Ukraine, is where the members of my family who never made it to America were last seen before they were killed during the Holocaust.

I have never known much about them, but a few years ago my sister did some research to try and figure out what may have happened to them. The results of her research were inconclusive. Since then, I’ve wanted to know what happened and have often wondered what Judaism is like in Ukraine; so when I saw the announcement of the trip to Kiev, Ukraine for Active Jewish Teens’ (AJT) International Conference, I couldn’t help but get excited.

AJT is a Jewish teen movement that operates through the efforts of the American Jewish Joint Distribution Committee (JDC) and BBYO throughout the Former Soviet Union (FSU). I was fortunate enough to meet a few teens from AJT at Perlman this summer, so I was aware of how AJT works to make the revival of Jewish life in Eastern Europe a priority, starting with teens.

I also knew that if I could go to Ukraine, I would see the hard work of this organization coming to fruition and witness my peers in Eastern Europe working toward a better future.

Needless to say, my initial thought about the trip was, “Wow! That sounds incredible!” Realizing, however, that the trip would be expensive and that I would miss six days of school, my second thought was, “My parents will never let me go.” As I mulled over the trip, however, I began to envision myself greeting all of my AJT friends from my summer at Perlman and returning to the place where my ancestors were last seen. I couldn’t help but wonder, “What if?” So, I asked my parents.

Not surprisingly, they were very wary of the trip at first, but after many days of my expert persuasion techniques, they agreed to let me go.

I don’t know what I was expecting from the trip, but I was completely blown away by everything I saw. I knew that the situation for Ukrainian and FSU Jews was challenging to say the least and that many of these Jews do not learn of their Judaism until their teenage or young adult lives.

During the Holocaust, Jews in Nazi-occupied countries were forced to go into hiding and to suppress their Judaism. Many Eastern European countries were quickly occupied by the Soviet Union after World War II, so these same Jews who had hidden their Judaism during the Holocaust had all but abandoned their Judaism during the Soviet occupation. Despite their troubled history, the Jewish teens and young adults of modern Eastern Europe are now among the first practicing Jews in that part of the world for nearly a century. When I arrived, I was able to see just how far FSU Jews have come since their difficult and very recent past.

On our first day, we spent time at the Halom JCC in Kiev learning from the employees of the beautiful building and volunteering with young children in an art class. Afterwards, we went grocery shopping for economically challenged and impoverished families, some of whom are Holocaust survivors or descendants thereof. Through a program known as Chesed, we visited their homes, too. The opportunity to connect with these people was incredible as we could see how they remained so close to their Judaism. We saw right from the beginning that Kiev has a vibrant and thriving Jewish community that was only going to grow in the coming years.

On the second day of the trip, we learned how that same Jewish community suffered its steepest decline by visiting Babi Yar, the site of the largest mass execution during the Holocaust. The Nazis ordered Kiev’s Jews to gather two weeks’ worth of warm clothes and all of their valuables and then herded them to the ravine at Babi Yar. The Jews assumed that they were simply being moved somewhere else, so all except very few gathered together. Once they were secured, they were ordered to remove their clothing, at which point the Jews were attacked with dogs and shot into the ravine. Although Babi Yar is the Holocaust’s largest mass execution site, many of us were just learning about the details for the very first time.

This moment of the trip was very emotional, as most of us had never experienced this level of graphic and horrific detail about the Holocaust until we were at the site. We held a memorial service to remember the lives lost. We read poetry and stories written by Babi Yar survivors, including one survivor who had lain motionless among the corpses in the ravine for days, waiting for a safe time to climb out without being caught.

Although the events which took place at the site were indisputably horrific, Rabbi Meir Tannenbaum shared with us how he is always struck by the natural beauty of the trees and leaves and plants and wildlife at Babi Yar and similar mass execution sites.

I looked around and saw that, although we knew the past of that place, nature had moved on and continued to grow—strong and beautiful.

Rabbi Meir pointed out that, no matter how hard it may be to see, there is always a way out … a hope for a better future. It was incredible to see that—after such a tragic past—there is such an unbelievable renaissance of Jewish life in Kiev today. We knew that once we arrived at the AJT conference, we’d get to be a part of that renaissance, even if only for a couple of days.

Throughout our immersion in Kiev, we had witnessed countless examples of the revival of Jewish life and efforts to bring a brighter Jewish future in the FSU. Once we arrived at the AJT conference, though, we saw that brighter tomorrow in the faces of hundreds of Jewish teens. We saw the teens hugging and holding each other tightly because they knew that they only had one moment a year to spend time together. That one moment, that one opportunity, was at that conference, those four simple days. We saw teens introducing themselves all weekend long, no matter how late; one girl even introduced herself to me as I left the hotel for the airport to fly home. Most importantly, we saw proud FSU Jewish teens. We heard them singing as loud as they possibly could, even when their voices weren’t pitch-perfect, during every session they could. We joined them in Israeli dances at every spare moment. We saw that they were all absolutely enthralled by session after session after session of Jewish history and biblical stories. It was like nothing I’d ever experienced before in my life.

Most shocking to me was that I fully understood all of their pride and passion for Judaism and for learning, even without speaking a word of Russian. Their passion and our connection transcended all language barriers.

What fully removed the language barriers, however, was when we joined together and spoke the same one. After Havdallah—a staple of every BBYO and AJT event—we witnessed every teen running to all of his or her friends to say, “Shavua Tov!” and to give tight hugs. In my experience, this feature of many BBYO Havdallah ceremonies is frequently euphoric and sometimes even a little superficial, but not at all so with AJT. In fact, this was the most genuine, authentic and down-to-earth moment of the conference. As I ran from person to person, I looked around and saw that it was not just my friends I hugged, but total strangers. I noticed the amount of love and genuine sentiment packed into each and every time someone told another person, “Shavua Tov!” I could see vividly in everyone’s eyes and feel powerfully in everyone’s arms that each greeting meant so much more.

This journey through Ukraine changed my life.

I am so grateful to Genesis Philanthropy Group for making this experience possible.

Fana Schoen is a BBG from Liberty Region and is a member of the same chapter that her mother grew up in!

More Stories

Get The Shofar blasted to your inbox

Subscribe